воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Педагогический марафон. март 2016 год. День школьного психолога; день дошкольного образования.

В марте-апреле 2016 года наверное, целая команда, но я ее не знаю, так что издательский дом "Первое сентября" проводил очередной (пятнадцатый, по-моему, у них) педагогический марафон. Я была на дне школьного психолога (в среду, 23 марта) и на дне дошкольного образования (воскресенье, 27 марта).
Мне выдали грамоты сертификаты!)))
Программа на день школьного психолога состояла из двух параллелей, на день дошкольного образования - пообширнее была.
На данный момент можно посмотреть по ссылке расписание и самые общие итоги прошедших мероприятий. Как долго эта информация держаться будет - не знаю.
Итак, день школьного психолога, день дошкольного образования.
Личный мой план был реализован такой: первым пунктом - лекция «Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками. Сочетание арт-терапии и работы с применением метафорических карт», затем мастер-класс «Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз», напоследок - мастер-класс "Развитие мотивации к изменениям: роль школьного психолога в освоении деятельностного подхода педагогами".
На лекции практикующий консультант рассказала нам о двух вариантах своих МАК (метафорические ассоциативные карты), которые выпускает издательство ГЕНЕЗИС и которые она активно использует в своей консультативной практике. Это Роботы  и "Огонь, мерцающий в сосуде". Суть Роботов в том, что там нужно собирать роботов под определенную задачу. Роботы состоят из головы (богатый выбор голов), туловища (богатый выбор туловищ) и ног (тоже много разных). Например, требуется создать Робота, похожего на тебя. Или Робота, похожего на тебя, собирает мама, а ты собираешь Робота, как себя, каким тебя видит мама. Или целые семейства или города Роботов. Или Робот-мечта, абсолютно счастливый Робот или еще как-нибудь, как фантазия позволит. В наборе есть еще черно-белая часть, которую можно дорисовывать по собственному усмотрению. 
Второй вариант - состоит из форм (=сосудов) и фонов, на которые эти сосуды могут быть наложены, или которыми эти сосуды могут быть "заполнены". Тоже есть изначально некий набор, впоследствии он может расширяться за счет участников работы с картами. В общем, соединяются эти фоны с сосудами под определенные задачи. Например, там, состояние сейчас. Или по какому-нибудь вопросу. Все это существует для "подумать". Для порефлексировать.))) Как я поняла.
Очень хорошо запомнила (потому что много раз повторили), что лектор очень зарекает использовать МАК для диагностики. Она считает это неприемлемым, поскольку МАК не являются диагностическим инструментом, а у "диагноста" в этой ситуации могут возникнуть масса личной информации, не имеющей отношения к клиенту, но влияющей на выводы "диагноста". МАК - для встречи с собой, чтобы клиент про себя за счет собственной работы что-то понял, осознал. А не для постановки диагноза. Как-то так.
Пример она приводила. Однажды работала с пареньком, а тому выпала картинка с могилой. Крест, гроб, все дела. Она внутренне захолодела, бедная, вся. А пацан ниче так, вообще ничего для себя неприятного не увидел. Тема там была с ДР как-то связана, так вот шарики с подарками клиент увидел на картинке. Это вот пример был как иллюстрация к тому, что на терапевта могут оказывать сильное влияние собственные стереотипы.
Вот. Я, оказывается, конспектировала. Наверное, имеет смысл зацитировать себя.
Ушакова Татьяна Александровна, во-первых. Педагог-психолог службы в Сергиевом Посаде и представитель издательства ГЕНЕЗИС.
1975 год - год создания первых карт. 2 женщины-психологи создали.
У нас сейчас выпускают издательства РЕЧЬ и ГЕНЕЗИС.
Импортные карты очень дорогие.
Первый у нас были - спектр-карты (фото картин художника П. Хартер (за правильность фамилии не ручаюсь)).
Не существует отдельного вида терапии по картам. Карты - только инструмент.
Проекция, диссоциация и метафора - три феномена, лежащие в основе терапии с участием МАК. Потенциал искусства используется с целью воздействия на клиента = арт-терапия. 
Создание условий, эксперимент, игра с изобразительными средствами, обсуждение процессов и эффектов во время сеанса - 3 условия арт-терапии.
На всех этапах арт-терапии могут быть применены МАК
- создание условий (здесь как создание отношений доверия и принятия между терапевтом и клиентом)
- стимуляция творчества клиента (этап эксперимента)
- при обсуждении созданной продукции.
Функция МАК - не диагностика, диагностическим инструментом может выступать наблюдение психолога, но не расклад карт. Функция МАК - это взаимодействие (клиентов между собой, клиента с самим собой, клиента и терапевта), а не диагностика.
Роботы. Что сказала уже, опущу.
3 возможности предусмотрено в них:
- традиционная работа
- в качестве раскрасок
- сочетание цветных и черно-белых изображений.
Инструкция: представь себе, что ты теперь не просто ..., а ты теперь создатель роботов. 
И варианты инструкций
- похож на тебя
- с которым хотел бы подружиться
- голова - как твои мысли, туловище - как себя чувствуешь, ноги - как действуешь (в определенной ситуации), как движешься по жизни...
Стимуляция творческой активности происходит.
Могут быть "сообщества роботов" (я и мама, я в прошлом и в настоящем, я и подруга...)
Можно создавать среду обитания роботов (ландшафты, дороги, озера...).
Совместная работа с родителями ("свои" роботы и среда обитания: общая и частная, как договорятся).
Важна персональная презентация итоговой работы. Клиенты рассказывают о том, что у них получилось. Этап вербализации.
Индивидуальные работы впоследствии могут быть объединены в совместную.
Еще вариант: голова, туловище, эксперименты с ногами (примериваем разные стратегии действия в ситуации; вариант вытаскивать "ноги" вслепую и примеривать на себя). Потом, когда с ногами определились - подходят ли голова, туловище выбранным ногам.
Мама, папа, ребенок - создание робота, похожего на ребенка, при условии, что одна часть досталась в наследство от папы, другая - в наследство от мамы и одна - сама своя.
ГЕНЕЗИС выкладывает вебинары (бесплатные), где расписаны возможности работы (с Роботами, по крайней мере).
Основная задача карт - дать возможность клиенту посмотреть на себя со стороны.
"Огонь, мерцающий в сосуде" - основной прием работы основан на сочетании трафаретов (сосудов) с "обоями" (фонами, наполнениями).
Наполнение сосудов внутренним содержанием:
- эмоциональное состояние
- внутренний мир
- связь внешней оболочки с внутренним миром
- дает возможность осознать собственные границы (границы трафаретов могут быть разные: пунктиром, с шипами, толстые и тд)
-вдохновляют на самостоятельное творчество
Сосуды как "я" в разных средах. 4 карты - среды, в которых существует клиент и потом на эти среды выбираем и накладываем трафареты
- стимуляция рефлексии и монолог клиента (психолог больше молчит)

Ограничения работы с МАК:
- работают только при условии контакта психолога с картами
- дети младшего возраста, младшие дошкольники; люди, склонные к экзальтации, эзотерике, мистике (процесс диссоциации не всегда безопасен); люди с расстройствами, с акцентуациями; дети с ограниченным интеллектом; клиенты, которые не нашли контакта с этим психологическим инструментом (=МАК)
- при работе с МАК могут срабатывать у психолога собственные проекции (трудно различить бывает момент, где про клиента, а где уже проекция психолога началась).
ГЕНЕЗИС имеет за правило писать, метафорой чего является колода. Это вероятностное указание, конечно, типа, ориентир.
В "сосудах" "среды" могут дополняться клиентами.
Вариант инструкции напоследок: "Собери абсолютно счастливого робота" или "наполни такой "сосуд" такой "средой", чтобы чувствовать себя абсолютно комфортно, выражал бы в результате абсолютный комфорт"
--------------
Уф. Мастер-класс в теории пауз был довольно скучноват, признаться. "Теория пауз" - название громкое, однако, никакой теории за этим сочетанием я вот угадать не смогла. Ну, специалист указала о необходимости встречи человека с самим собой и необходимости, в общем, как релакса, так и рефлексии. И как это в нынешней жизни все загнано в угол, и как этого современному человеку не хватает. Она сконцентрировалась на всяческих техниках "дзен", которые вот оказались ей близки.))) Мы немножко помедитировали сначала просто, потом под музыку. Пытались не думать аще. И хокку вот написали. Не знаю, как это может работать в условиях современной школы, если честно... Автор утверждала, что у нее работает. Предполагаю, есть три-четыре девочки, классе, наверное, в седьмом... приходящие к ней помедитировать.
Конспект:
Передача культуры через смыслы и ценности сейчас несколько утрачена.
Пауза созерцания (обернуться на самого себя и созерцать мир внутри себя). Прививать культуру созерцания, культуру пребывания в паузе с дошкольного возраста. Пауза позволяет существовать ритму, языку, наукам (и перекликается с концепцией Юнга)))).
Самость - ключевая жизненная цель, по Юнгу.
Индивидуализация - становление Самости, самоосуществление. Самость длится непрерывно, пауза дает возможность прикоснуться к самости в себе.
Приемы работы: упражнение "1 минута", упражнение "хокку момента", упражнение "прочистка каналов восприятия".
1 минута - не думаем
хокку момента - сначала не думаем, под музыку, потом музыка приглушается, а мы пишем, что думаем)))))))))
прочистка - закрываем глаза, слушаем (в комнате, за окном, внутри себя); потом нюхаем, чувствуем температуру тела, воздуха, давление, вкус; потом открываем глаза и "просто смотрим": цвет, форма, глубина пространства.
Как-то так. Музыка мне понравилась.)
-------------------------------------
Последний мастер-класс касался изменений в школе. Педагоги с волнением воспринимают необходимость перемен и свои трудности в осознании деятельностного подхода. С ними работают психологи. Проводят встречи - митап. Митап - это встреча равных. По крайней мере, они так сказали.)))
3 встречи на создание мотивации к изменению у педагогов. Принципы работы на этих митапах соответствуют принципам проблемного обучения. Вот мастер-класс был небольшой иллюстрацией такой встречи.
Там озвучка, в общем, необходимости построения урока в рамках деятельностного подхода и потом вопрос - возможно ли это? И вот сначала они собирают определение "деятельности"... потом сравнивают с мнением экспертов, потом строят структуру деятельности, потом знакомятся с инструментами достижения учебной деятельности на уроке. Довольно интересно было и реально включает. Ну а как не включает, оно и должно включать. На это и расчет.
Таким образом они мотивируют учителя, дают возможность ему немного подрасслабиться, отвлечься, почувствовать уверенность в себе, загореться и сразу же попробовать поприменять разнообразные приемы в своей трудовой деятельности.
В общем, про день дошкольного образования я, пожалуй, отдельной темой напишу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий